
Закон Джунглей №1. Юристы – это «deal killers», убийцы сделок.
Безусловно, роль юриста, специализирующегося на хозяйственном праве, очень важна с точки зрения консультирования при подготовке бизнеса к продаже, а также при непосредственном сопровождении сделки. Проблема возникает обычно в случае, когда юристы начинают непосредственно вмешиваться в ход деловых переговоров, пусть даже они руководствуются при этом благими побуждениями – добиться лучших условий для своего клиента.
Они часто забывают, что закрыть сделку удается лишь тогда, когда и продавец и покупатель удовлетворены, а значит, что на компромиссы следует идти обеим сторонам. Юристам очень трудно дается такая роль, поскольку они изначально не являются гибкими людьми. Как правило, если юристы получают право вмешиваться в переговорный процесс, они начинают «тянуть одеяло» на себя, что приводит в итоге к срыву сделки.
Закон Джунглей №2. Покупатели бизнеса должны быть реалистами!
Одним из принципов работы бизнес брокеров (и во многих странах это закреплено на законодательном уровне) является прозрачность и честность по отношению к предприятиям, которые они выставляют на продажу. При этом у них сформировались достаточно доверительные отношения со своими клиентами, а большей частью это все-таки продавцы. Поэтому возникает определенная дилемма. С одной стороны они должны представить продаваемый объект в лучшем свете, а с другой стороны приходится избегать разговоров о потенциальных проблемах в данном бизнесе, чтобы не потерять расположение своего клиента.
Закон Джунглей №3. Бизнес имеет какую-либо стоимость только в момент, когда покупатель готов за него Вам заплатить.
Продавцы и покупатели готового бизнеса являются естественными противниками. Продавец рассчитывает получить за свой бизнес по максимуму, а покупатель хотел бы заплатить как можно меньше. Бизнес брокер также является заинтересованным лицом, потому что его комиссия зависит как от самого факта сделки, так и от ее суммы. Как же в таком случае можно узнать рыночную цену бизнеса?
Забудьте о затратном подходе к оценке бизнеса, основанном на стоимости активов. Также выбросьте из головы сравнительный подход, при котором за основу расчетов берется в чем-то схожий бизнес, проданный где-нибудь в другом городе. Нет смысла ориентироваться на сложные формулы расчета, при которых учитывают различные мультипликаторы и коэффициенты.
Продолжение статьи читайте через несколько дней…- ссылка на продолжение статьи