Именно для того, чтобы не повторять таких ошибок, профессиональные бизнес брокеры сначала готовят ваш бизнес к продаже и только затем проводят рекламную компанию и начинают вести активный поиск потенциальных покупателей. БизРейтинг предлагает вам учесть этот опыт и сделать точно так же. Процесс предпродажной подготовки бизнеса может занимать от одной до четырех недель. Важным будет при этом ни в коем случае не менять свое отношение к бизнесу. Управляйте им так, как будто Вы вообще не собираетесь его продавать, а рассчитываете на получение будущих прибылей в ответ на ваши усилия. По сути, так оно и будет, только прибыль вы в таком случае будете получать не ежемесячно в течении 2-4 лет, а сразу в полном объеме. Алгоритм проведения предпродажной подготовки.
1. Подготовка документов на имущество. Чаще всего при продаже продается юридическое лицо. Значит, следует подготовить и привести в соответствие все необходимые уставные документы и балансовое имущество предприятия. Если какое-то оборудование или другое имущество не числится за предприятием, составляется список с указанием его рыночной цены, согласно которой это имущество будет отдельным договором передаваться покупателю. Естественно, что на такое имущество необходимо подготовить документы, подтверждающие его происхождение (договора купли-продажи, свидетельства о собственности или регистрации). Если недвижимость не в собственности – необходимо заключить долгосрочный договор аренды. 2. Подготовка финансовых документов Здесь в первую очередь речь идет об управленческом учете. Следовательно, будет необходимо подготовить к передаче заинтересованным покупателям информацию о финансовых результатах, как минимум за последние 12 месяцев. Формат поданной информации должен отражать структуру доходов и расходов предприятия так, чтобы на их основании можно было делать прогноз развития событий в ближайшем будущем. Дополнительно готовится информация о состоянии кредиторских и дебиторских задолженностей. Вся необходимая для сдачи контролирующим органам отчетность должна быть полностью сдана. Чем ближе и достоверней будет эта отчетность к реальному состоянию дел, тем привлекательнее будет ваш бизнес для покупателей. 3. Подготовка кадровых документов Бизнес без сотрудников – это просто оборудование и документы в сейфе. Обязательно готовится штатное расписание и организационная схема предприятия. Покупатель должен быть уверен, что после покупки данный бизнес сможет функционировать какое-то время в прежнем режиме. Поэтому если с сотрудниками не заключены трудовые договора, вам придется предоставить покупателю бизнеса ясную картину того, какие последствия могут вызвать увольнения и уход ключевых работников. 4. Подготовка нематериальных активов Все нематериальные активы должны быть официально зарегистрированы (права на интернет-сайты, дилерские договора) или защищены патентами (изобретения, разработки) 5. Подготовка разрешительной документации.