Покупка и продажа предприятий розничной торговли

Информация
Покупка и продажа предприятий розничной торговли

25.01.2012

 

Согласно статистике портала "БизРейтинг", на рынке готового бизнеса на долю предприятий, работающих в сфере розничной торговли приходится около 10% от общего количества предложений.
 
Вообще сфера торговли благополучно пережила предыдущую волну кризиса, которая подкосила строительный бизнес и сферу коммерческой недвижимости. Это позволяет прогнозировать и успешное преодоление новой волны кризиса. Возможно поэтому спрос на прибыльные магазины среди покупателей не падает, а держится на стабильно высоком уровне. Тем не менее, покупка готового бизнеса в сфере торговли не такое простое дело, как это может показаться на первый взгляд.
 
Если вы планируете купить бизнес, имеющий отношение к сфере торговли, то вам будет полезно прочитать материал, поданный ниже. Мы публикуем рекомендации опытных американских брокеров, в частности Эдварда Теллинга Младшего, взятые из замечательного сборника Томаса Уэста "Пособие по оценке бизнеса".
 
Специфика готового бизнеса в сфере розничной торговли.
 
Розничная торговля по многим своим характеристикам отличается от сферы производства и услуг:
  • Как правило, самые крупные инвестиции в розничной торговле —это капиталовложения в товарно-материальные запасы; вслед за ними идет кредитование клиентов (если такое кредитование осуще­ствляется).
  • Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными,   предприятия розничной торговли зачастую обслуживают клиентов круглосуточно.
  • В целом, заработная плата у работников предприятий розничной торговли ниже, чем у промышленных рабочих.
  • Можно утверждать, что предприятия розничной торговли обладают меньшим контролем над образованием цен посредством увеличения добавленной стоимости продаваемых товаров.
В течение последних 30 лет многие предприятия розничной торговли претерпевают существенные и постоянные изменения, в числе которых сле­дует отметить следующие:
  • В отличие от существовавших в прошлом предприятий, продавав­ших в розницу товары самого широкого ассортимента, современные предприятия розничной торговли все чаще концентрируют свои уси­лия на определенных «рыночных нишах»
  • Для многих предпринимателей, занимающихся розничной торговлей и стремящихся выжить в решающей борьбе за покупателей, «уни­версальный торговый центр» стал необходимостью
  • Компьютерные системы, известные под названием «Точка покуп­ки», предлагают руководству компании самую последнюю информа­цию, столь необходимую для поддержания конкурентоспособности в современных условиях.
  • Франчайзинг изменил облик многих предприятий розничной торгов­ли, особенно работающих в сфере питания.
  • Произошедший в 80-х гг. XX века массовый выкуп торговых предпри­ятий с использованием обширных кредитов ослабил позиции или уничтожил некогда гордых флагманов американской розничной тор­говли (Некоторые из этих предприятий впоследствии не смогли спра­виться с бременем платежей по погашению кредита, другие пали жертвами нелепой политики, которую проводили их управляющие).
  • Заказы товаров по почте, супермаркеты, возможность приобрете­ния товаров через интернет магазины, оптовые мага­зины — все это оказало воздействие на предпочтения покупателей, пользующихся услугами розничной торговли.
 
На что следует обращать внимание перед оценкой и покупкой розничного бизнеса.
 
Материальные активы
 
Товарно-материальные запасы
Для большинства предприятий розничной торговли это, вероятно, самая крупная статья активов. Финансовые коэффициенты, отражающие про­центное отношение данной статьи к общей стоимости активов, к текущим активам и к обороту товарно-материальных запасов, позволяют провести содержательный анализ путем сопоставления с внутриотраслевыми показа­телями Вероятно, в составе товарных запасов любого предприятия найдут­ся такие товары, которых лучше бы совсем не было. Тщательный анализ должен выявить, какие средства потребуются на освобождение от таких то­варных запасов, и насколько хлопотным будет это дело. Означает ли избав­ление от этих запасов, просто вывоз их на свалку или же эти товары необхо­димо уценить, чтобы распродать их мгновенно или очень быстро (и насколь­ко значительна должна быть такая уценка по сравнению с себестоимостью товаров и/или нормальной прибыльностью торговли)?
 
Мы должны с разум­ной степенью точности определить общую стоимость товарных запасов, представляющих собой «доброкачественный реализуемый товар». Запасы товаров, не входящих в категорию доброкачественных реализуемых това­ров, должны подвергнуться уценке и даже, в крайнем случае, «вывозу на свалку» (что является случаем предельной уценки товара по причине невоз­можности его реализации, учитывая и то, что в современных условиях вывоз на свалку сопряжен с издержками).
 
Дебиторская задолженность
Начинайте с общего сравнения коэффициентов, затем переходите к табли­цам распределения просроченной дебиторской задолженности по срокам, разбив ее на группы по 30 дней. Вам необходимо будет подсчитать сумму за­долженности по каждой группе и долю этой суммы в общей величине деби­торской задолженности в процентах. Все позиции дебиторской задолженно­сти следует проанализировать на предмет платежеспособности должников; задолженность со сроком свыше 60 дней, по-видимому следует списать по причине невозможности возврата средств.
 
Если рассматривать этот вопрос сточки зрения денежного потока, наличие значительной суммы дебиторской задолженности со сроком свыше 30 дней означает, что компания будет нуж­даться в дополнительных средствах для покрытия убытков от непогашенных кредитов. В процессе анализа кредитной политики предприятия в прошлом и определения эффективности этой политики, необходимо учитывать не только «очки», которые удалось набрать ранее, но и объем списания безна­дежных долгов за счет собственных резервов предприятия, количество по­требителей, которых лишилось предприятие, и сумму взысканных штрафов за просрочку платежа (для той задолженности, которую удалось взыскать).
 
Собирает ли компания в конечном итоге дебиторскую задолженность, или же она ежегодно несет существенные убытки по причине безнадежных долгов по кредитам? (Хотя иногда на взыскание долгов ей требуется до 6 месяцев при том, что кредит предоставляется па 30 дней.). Эффективная кредитная политика и меры по взысканию долгов должны быть сбалансированы с политикой в области продаж, и они должны способствовать снижению убытков компании и решению проблем, относящихся к денежному потоку.
 
Такое же исследование следует провести и при подготовке компании к продаже. По результатам такого анализа предусмотрительный бизнесмен должен принять необходимые меры. Если они не дадут эффекта до начала переговоров с покупателем о продаже, то может ли продавец рассчитывать, что покупатель оценит дебиторскую задолженность без значительной скид­ки, связанной с наличием нерешенных проблем в этой области? К сожале­нию, в подобных случаях компания во многом страдает от собственных не­достаточно энергичных усилий по кредитованию клиентов и взысканию за­долженности, что в конечном счете затрагивает интересы всех сторон, уча­ствующих в сделке по продаже компании. Не в последнюю очередь это ока­зывает влияние и на величину ее рыночной стоимости.
 
Мебель, приспособления и торговое оборудование
Необходимо составить опись всех предметов, подпадающих под эти катего­рии, и оценить их. В первую очередь подлежит определению «обоснованная рыночная стоимость объекта на месте». Составляя опись, Вы, вероятно, найдете множество предметов, которые не числятся в бухгалтерских книгах. Разумеется, все они должны быть внесены в опись и оценены. Как только Вы составите перечень имеющихся в наличии предметов и установите их «обоснованную рыночную стоимость на месте», Вам надо задать себе таком вопрос: «Соответствуют ли эти предметы их назначению? Или же они силь­но устарели, и существует неотложная необходимость в их замене?»
 
Внеш­ний вид и эффективность использования предметов этой категории играют важную роль в работе любых предприятий розничной торговли, но для не­которых из них они имеют критическое значение. Привлечет ли Вас магазин дорогих меховых изделий, расположенный в крупном торговом комплексе, где придерживаются устаревшей концепции торговли и который имеет «по­держанный» вид? Конечно же, нет.
 
Недвижимость
О недвижимости можно написать целые тома, но здесь мы будем придержи­ваться интересующей нас темы. В этой связи следует поставить следующие вопросы:
Можно ли рассматривать недвижимость и данный бизнес отдельно без особого ущерба для бизнеса? Насколько оправдывают себя затраты с точки зрения местораспо­ложения данного объекта недвижимости?
 
Нематериальные активы
 
Название магазина
Как воспринимают покупатели фирменное название магазина? Положи­тельные ассоциации, вызываемые названием магазина у покупателей, должны оказать позитивное воздействие на итоговую величину прибыли.
 
Покупатели
Много ли активных покупателей у данного магазина? Сколько крупных кли­ентов приходится на 10% общего объема продаж? Учитывая характер дан­ного бизнеса, являются ли покупатели постоянными? Своевременно ли они оплачивают покупки? Можно ли отнести клиентов этого магазина к разряду стабильных покупателей, которые вряд ли перейдут в другие магазины?
 
Персонал
Насколько эффективно работают сотрудники? Какие критерии эффектив­ности используются при оценке работы персонала? Имеют ли работники до­статочную подготовку? Создает ли руководство стимулы для их работы? Ка­кова оплата сотрудников? Как соотносится уровень их заработка с оплатой труда в подобных магазинах? Стабилен ли персонал? Можно ли найти дру­гих работников, которые, возможно, будут работать лучше нынешних? Со­ставьте список работников с указанием служебных обязанностей, заработ­ка и срока работы каждого сотрудника.
 
Финансовая и бухгалтерская отчетность
Для выполнения анализа финансовой и бухгалтерской отчетности наймите квалифицированного и опытного сертифицированного бухгалтера. Проверяются ли отчеты аудитором, занимается ли руководство анализом отчетно­сти, или же она просто составляется для проформы? Соответствуют ли данные налоговых деклараций данным финансовых отчетов? Каково качество ведения бухгалтерской и финансовой отчетности? Последовательна ли эта отчетность, нет ли в ней противоречий? Можете ли Вы отследить по отчет­ности сделки и операнда?
 
Причины продажи предприятия
Часто покупатель спрашивает, почему владелец хочет продать магазин, но редко получает от продавца полностью откровенный ответ на этот вопрос. И действительно, если Вы знаете, что делаете и чего ожидаете от сделки, то ответ на этот вопрос, вероятно, не будет иметь для Вас значения. «Истинной» причиной продажи могут быть хорошие условия сделки или предложение хорошей цены. В то же время, смотря на вещи реально, имеет смысл заготовить вескую и хорошо продуманную причину продажи, что поможет исключить лишние обсуждения.
Большинство владельцев стремится продать свои предприятия из-за то­го, что не могут получить от них достаточную, соразмерную своим усилиям прибыль, или потому, что им надоело делать то, чем они занимаются. Некоторые уходят на пенсию или отходят от дел — правда, среди людей в возрасте, скажем, 36-ти лет таких не так уж и много!

 




по материалам "Пособия по оценке бизнеса" Т.Уэста

Как продать или купить бизнес

Эксклюзивная книга