Отвечая на вопрос пользователей «Какой бизнес чаще всего продают?» мы говорили, что продажа бизнеса высокого ценового диапазона всегда была сопряжена с рядом трудностей и опасений, как для продавца, так и для инвестора.
Кроме того, целевая аудитория потенциальных покупателей крупных предприятий и компаний крайне мала, что может затянуть и без того длительный процесс продажи. Этим вопросом в крупных компаниях занимаются специалисты, нас же больше интересует малый и средний бизнес где, как правило, продавцом выступает непосредственно владелец бизнеса.
Трудности с продажей могут начаться с самого начала, еще до переговоров с потенциальным покупателем, которого нужно будет еще найти и «заставить» вам позвонить. И главная трудность в продаже бизнеса относиться не столько к виду деятельности предприятия, сколько заключается в подходе к процессу продажи.
Проблема неправильной оценки бизнеса – камень преткновения всех собственников без опыта продажи бизнеса, а таких большинство.
Существует простое правило: каким бы ни был бизнес, он обязательно найдет своего покупателя, но только в том случае если будет установлена адекватная цена продажи.
Основные трудности с продажей при поиске покупателя и в процессе переговоров, как правило, возникают по причине завышенной ценой. Услышав необоснованно завышенную цену, покупатели в большинстве случаев даже не начинают торговаться, они останавливаются уже на этом этапе, так как здравый рассудок данного продавца вызывает у них сомнения.
Обратите внимание: существенно завысив цену в надежде найти неопытного покупателя или выгодно сторговаться, продавец рискует оттолкнуть всех покупателей уже на начальном этапе.
Занизив цену, вы обязательно привлечете к своему предложению внимание инвесторов. И в тоже время рискуете вызвать их подозрения. Заниженная цена намекает на то, что с бизнесом не все в порядке и заставляет искать эти изъяны. В конечном итоге продавец рискует потерять свои деньги, недооценив свой бизнес. Но это бывает редко, так как свое всегда оценивается выше.
Профессиональную оценку бизнеса, доступ к целевой аудитории и минимальный риск при продаже бизнеса лучше всего может обеспечить опытный бизнес-брокер.
Трудности другого рода возникают, когда встает необходимо разойтись с партнером при продаже бизнеса, который может быть против продажи или наоборот, являться ее инициатором.