Продажа бизнеса без проблем - советы брокера из BizBuySell.com

Информация
Продажа бизнеса без проблем - советы брокера из BizBuySell.com

03.06.2013

Майк Хэндлсмен главный менеджер портала BizBuySell.com и BizQuest.com поделился своим мнением о том, как построить правильную стратегию продажи готового бизнеса...

В этой статье мы расскажем о том, как построить такой малый бизнес, который вы сможете продать в любой момент, когда захотите и быстро выйти из бизнеса. Ведь даже спустя годы вы вдруг захотите кардинально изменить жизнь и сказать себе: «Продам бизнес и начну все с нуля!».

Иногда я сталкиваюсь с предпринимателями, которые думают, что успешная продажа бизнеса дело случая - просто в нужный момент попадается хороший покупатель. Хотя, определить кто именно этот идеальный покупатель, то есть, точное попадание в целевую аудиторию, важнейшая часть всего процесса продажи. Кому как не опытным предпринимателям знать, что в успешной продаже малого бизнеса случайностей не бывает.

В моем опыте главного менеджера одной из крупнейших в мире площадок по продаже готового бизнеса, залогом успешной сделки  всегда была сбалансированная совокупность количества стратегии, планирования и тяжелого труда. Иногда, конечно, не обойтись и без доли везения. Но по большому счету, любое предприятие, которое продают наиболее быстро и по высокой цене является продуктом продолжительных усилий его собственника наращивавшего на протяжении всего этого времени стоимость своего бизнеса. В конечном итоге владелец делает его намного привлекательнее для потенциальных покупателей.

Как построить привлекательный малый бизнес на продажу

Есть целый ряд различных характеристик, которые покупатели ищут даже в маленьком предприятии. С точки зрения продавца, если еще на начальном этапе заложить в бизнес несколько вполне реализуемых свойств – это сыграет ему на руку и сможет обеспечить лучший результат, когда бизнес будет выставлен на продажу. И так, перейдем к непосредственному рассмотрению этих привлекательных черт любого бизнеса.

Текущий доход вашего бизнеса

Генерируемые предприятием денежные потоки привлекают потенциальных покупателей в первую очередь, по вполне очевидным причинам. Если покупатель может рассчитывать на получение стабильного ежемесячного или ежегодного дохода с каждого клиента (например, арендный или складской бизнес), это значительно облегчает наполнение ежемесячного бюджета. Соответственно если источники дохода себя оправдают вполне разумно платить более высокую цену за этот бизнес. Поэтому следует, насколько это возможно, изучить все способы, с помощью которых Вы могли бы создать надежный источник высокого дохода в вашей бизнес-модели.

Стабильность прибыли

В добавление к налаженному источнику текущего дохода, покупатели также оценивают и рентабельность предприятия. Хотя прибыль всегда является главной целью в бизнесе, важно просмотреть финансовую отчетность и установить насколько стабильной была прибыль в годы, предшествовавшие продаже. Стабильная прибыль в малом бизнесе крайне важна для его владельца, ведь именно за счет доходов или прибыли со своего бизнеса он и живет. Поэтому кризисные и «неурожайные» годы действительно могут коренным образом изменить образ жизни предпринимателя, существенно сократив его бюджет. Она также может быть полезна для демонстрации неиспользованного потенциала бизнеса путем разработки стратегии роста или обеспечения конкурентных преимуществ в вашей отрасли.

Брендинг компании

Наличие своего зарегистрированного бренда для вашего бизнеса означает, что его продукт отличается от продуктов других аналогичных предприятий. А самое главное, в этом случае, клиенты согласны платить больше за ваши товары или услуги, чем за аналогичную продукцию или услуги ваших конкурентов. Бренд является тем нематериальным активом, который может значительно увеличить стоимость вашей компании в магазине продажи готового бизнеса. Правда, следует учесть, что известные бренды не возникают за одну ночь – уходят годы на то, чтобы создать по-настоящему сильный и узнаваемый бренд. Но если ваш бренд доминирует на рынке -  все инвестиции, потраченные на его раскрутку, вам скоро вернутся в виде высокой конечной цены продажи вашего бизнеса.

Материальные активы

Некоторые предприниматели стараются минимизировать количество материальных активов в своем бизнесе, предпочитая арендовать оборудование, недвижимость и другие ресурсы вместо того, чтобы покупать. Но, чтобы построить бизнес, который вы сможете легко продать в случае необходимости, следует позаботиться о портфеле материальных активов. Наличие существенных материальных активов положительно сказывается на желании покупателя вносить гарантии серьезности своих намерений. В этом случае они значительно сокращают существующие риски, обеспечивая безопасность сделки с помощью задатка.

Строгая отчетность

Точное и аккуратное ведение записей и финансовой отчетности является отличительной чертой ходового малого бизнеса. Финансовая отчетность, накладные и другие документы должны быть тщательно составлены. Договоры аренды оборудования или помещения, или поставки, в случае необходимости следует обновить или продлить. В ином случае покупатель может заподозрить, что ваши записи искажают или не достоверно отображают положение дел на предприятии. А это может вызвать недоверие к продавцу, что поставит под угрозу весь процесс продажи бизнеса. Ведение строгой отчетности, с другой стороны, может повлиять на оценку готового бизнеса и повысит запрашиваемую цену.

Остальные вопросы, такие как тщательно продуманная стратегия выхода или способность обеспечить рассрочку («seller financing»), когда продавец сам выступает в качестве кредитора (особенно при продаже недвижимости), может существенно улучшить вероятность продажи вашего бизнеса. Суть в том, что процесс построения бизнеса для продажи, по сути, не так уж и запутан - он просто требует тщательного планирования, последовательности действий и немного сверх усилий.

Майк Хэндлсмен главный менеджер портала BizBuySell.com и BizQuest.com, крупнейшей и наиболее посещаемой площадки по продаже бизнеса в Интернете. @BizBuySell