Завершение года - наилучший период для купли-продажи готового бизнеса. Бизрейтинг проанализировал рынок уходящего 2011 года и подготовил обзор наиболее интересных предложений бизнеса на продажу со своими рекомендациями для покупателей.
У каждого покупателя есть свое понимание того, какой готовый бизнес ему может быть интересен. Запросы и критерии у инвесторов могут разительно отличаться. Например, Ринат Ахметов буквально на днях купил бизнес в сфере энергетики. Объект покупки - компания "Захидэнерго", безусловно очень перспективный, но весьма специфический бизнес, подходящий узкому числу потенциальных инвесторов. В тоже время, небольшой продуктовый магазинчик в спальном районе или интернет магазин, успешно продающий что необычное, например электровелосипед, заинтересует совершенно иной круг покупателей.
Портал БизРейтинг провел анализ предложений бизнеса на продажу, представленных в нашем Магазине Готового Бизнеса и на выходе у нас получился своеобразный мини-гид для покупателя, задумывающегося о покупке бизнеса под Новый Год.
Основные критерии отбора.
При составлении данного обзора мы руководствовались следующими соображениями:
Бизнес должен выполнять свою основную функцию - то есть приносить владельцу прибыль. За счет чего именно эта прибыль появляется - уже не так важно, это могут быть активы предприятия, удачное месторасположение, постоянные клиенты или даже определенные связи во властных структурах. В тоже самое время, если фирма работает, но прибыли не приносит совсем, то назвать это бизнесом язык не поворачивается - это уже скорее хобби владельца или его скрытый мазохизм. Именно поэтому мы исключили из рассмотрения в нашем обзоре объекты, устойчиво работающие "в ноль" или просто ведущие "активную загробную жизнь". Мы не утверждаем, что подобные компании ничего не стоят, просто покупатели на такие объекты как правило обладают весьма специфическими навыками и им наш обзор точно не поможет. По аналогичной причине из обзора мы исключали так называемые "фирмы-оболочки", то есть компании, имеющие полный пакет регистрационных/уставных документов, регулярно подающие пустые декларации в налоговую и при этом никакой деятельности не ведущие.
Бизнес должен иметь определенные перспективы на будущее. Конечно, мы не берем на себя смелость определять какая сфера экономики и бизнеса имеет больше шансов на расширение в ближайшее время, но при этом однозначно откидываем те виды бизнеса, которые уже свое отжили в связи с изменением законодательства и предпочтений клиентов. Например: мало кого сейчас заинтересует фирма, кустарно изготовавливающая металлопластиковые окна или магазины по продаже компакт-дисков.
Бизнес должен быть способным к относительно безболезненной передаче новому владельцу. Встречаются ситуации, когда в продаваемом бизнесе абсолютно все возможности для получения прибыли завязаны на личности самого владельца, его связах, знаниях и навыках. К сожалению, при смене собственника такой объект может просто не выжить. Например, фирма работает в удачном месте, но на арендуемых площадях, принадлежащих хорошим знакомым владельца. Никто не даст гарантии, что со сменой собственника, арендодатель не изменит своего отношения и условий договора аренды.
Конечно, трех вышеперечисленных признаков недостаточно для того, чтобы сделать окончательный выбор и купить бизнес, но зато отсеять основную массу ( до 80% предложений) предприятий, покупка которых несет большие риски инвестору вполне возможно. Из того, что у нас осталось после первичного отсева, специалисты БизРейтинга выделили три основные группы предложений на рынке.
Читайте продолжение обзора в следующих публикациях: