Первые три месяца нового года принесли много перемен, которые отразились и на рынке готового бизнеса. Как это отразилось на поведении продавцов и покупателей?
Несмотря на опасения, которые
действующий бизнес питал еще осенью и (еще больше) зимой 2009 г., очередная смена высшей государственной власти в стране не привела к массовому переделу собственности — по крайней мере, в секторе малого и среднего бизнеса.
Обе противоборствующие группировки крупной национальной буржуазии, оспаривавшие президентское кресло, не только изо всех сил заигрывали с "мелкими лавочниками" и предприняли максимум усилий для того, чтобы процесс смены реальной власти в стране возможно меньше затронул интересы представителей этого сегмента предпринимательской деятельности.
Более того, победившая сторона пока настроена выполнить свое обещание и таки устроить среднему и малому бизнесу пятилетние налоговые каникулы. Приняв заодно и новую редакции Налогового кодекса, снизить налог на добавочную стоимость до 19 % уже в 2011 году и затем в течение 5 лет ежегодно снижать его на 1 %. Решение еще одной наболевшей проблемы — оперативного возврата налога на добавочную стоимость — хоть, в целом, и выходит за рамки интересы компаний «средней руки», но все же внушает обоснованный оптимизм.
Нормализации условий для работы малого и среднего бизнеса способствует и ярко выраженное желание нового руководства страной максимально упростить систему регистрации новых предприятий и перенести (по крайне мере -
пока) основное налоговое бремя по наполнению бюджета на крупные отрасли предпринимательской деятельности, «проигравшие» выборы (банковское дело, импорт и производство предметов роскоши и пр.)
Все это нашло свое отражение в динамике поступления заявок на продажу готового бизнеса в Украине в первом квартале 2010 года. Заявок типа "
куплю бизнес" - стало немного больше.
На фоне общего снижения интенсивности прироста новых предложений о реализации, первое место на рынке по-прежнему осталось за
малыми производственными предприятия. В конце декабря 2009 г. их общая доля на рынке выросло до
33%, а в отдельных ценовых диапазонах (например, при цене бизнеса свыше 1 млн. долларов) превысила 40%.
C января же по конец марта 2010 г. новые предложения по продаже бизнеса в этом секторе составили абсолютное большинство (до
43% всех заявок). Характерно снижение в их общем числе количества предложений о
продаже пищевых предприятий (менее 20%), в то время как еще в декабре прошлого года они составляли почти половину (43%) всех бизнес-объектов такого рода.
Цены на «свежие» производственный бизнес колеблются от
600 тыс. долл. (
предприятие по изготовлению полуфабрикатов в Черкасской области до
1 млн. 250 тыс. (
деревообрабатывающая фабрика в Житомирской области).
Второе место по числу заявок на продажу в первом квартале 2010г. (по
12%) разделили между собой сразу три сектора предпринимательской деятельности — автобизнес (13,0% всех предложений на рынке готового бизнеса к началу года), сельскохозяйственное производство (12%) и сфера услуг (также 12%).
Распределение внутри этих сегментов в целом сохранилось. Приоритеты
автобизнеса: автосервис, транспортные перевозки, специализированные торговые площадки и автосалоны — до 22%, АЗС (как одиночные, так и сети).
Стартовая стоимость подобных объектов находится в довольно узком ценовом диапазоне: от
450 тыс. долл. (
продажа нефтебазы) до
600 тыс. долл. (СТО в Киеве).
Сфера услуг: турагентсва, индустрия красоты, вендинговый и консалтинговый бизнес. Цены: от
20 тыс. долл. (компания по оказанию клининговых услуг в г. Николаев) до
600 тыс. долл. (
фитнес-клуб в Волынской области.
Предприятия сельcкохозяйственного назначения — комплексов по выращиванию свиней, рыбоводческие хозяйства и предприятий по домашней птицы.
Диапазон цен: от
300 тыс. долл. (
рыбообрабатывающее предприятие в Черкасской области, до
1 млн. 680 тыс. долл. (
сельхозкомплекс в Киевской области).
Третье место, с достаточно умеренными показателями (
8% и
7% заявок c января по март соответственно) занимают объекты
развлекательной и рекреационной сферы (до 9,0% общего объема предложений на рынке) и бизнес, связанный с применением высоких технологий (интернет-клубы, интернет-магазины и т.д. — до 1,0% рынка).
Цены: от
280 тыс. долл. (
паб-ресторан в Киеве, до
590 тыс. долл. (
гостиница на берегу Черного моря и от
20 тыс. долл. (
интернет-проект в Одессе до
280 тыс. долл. (интерактивный клуб в Киеве).
И заключают список наиболее предлагаемых к продаже видов действующего бизнеса предприятия торговли. При достаточно солидной общей массе заявок на рынке (около 17% к концу декабря 2009 г.), их прирост в I-м квартале составил всего
6,0%, что весьма наглядно свидетельствует о том, что отрасль уверенно выходит из кризиса.
Порядок цен: от
75 тыс. долл. (
аптечная сеть) в Одессе, до
1 млн. 800 тыс. долл. (
торговый центр в Черкассах).