Большое количество автодорог в Украине предоставляет широкое поле деятельности для предпринимателей, которые решили создать свой бизнес с нуля. Придорожная инфраструктура — мотели, кафе, площадки для отдыха — в Украине развита весьма слабо. Невысокий порог вхождения в бизнес и почти полное отсутствие конкуренции делают это направление привлекательным для предпринимателей.
Уровень придорожных заведений в Украине очень разный. Одни напоминают средневековые казацкие крепости и крестьянские хутора, другие больше похожи на обычные столовые, рассчитанные на проголодавшихся дальнобойщиков. Иногда дешевые закусочные и дорогие рестораны расположены недалеко друг от друга, ведь у них разные целевые аудитории.
К тому же, как заметила Ольга Насонова, генеральный директор компании «Ресторанный консалтинг», есть два типа придорожных заведений — находящиеся вблизи городов и расположенные на трассах. И здесь опять-таки каждый ждет своих гостей. «Кафе и рестораны, разместившиеся вблизи крупных городов, рассчитывают больше на горожан, которые выбрались на загородный отдых, а не на автомобилистов. Впрочем, последние в этих заведениях также останавливаются, — разъясняет г-жа Насонова. — Но если кафе находится от города дальше, чем в 30 км, предназначено оно как раз для водителей, которые хотят быстро перекусить и снова отправиться в дорогу».
Эксперт утверждает, что пока еще ни тех, ни других заведений придорожного сервиса у нас в стране не хватает. «В целом по Украине ниша насыщена максимум на 30%, но вблизи столицы конкуренция больше — здесь рынок заполнен почти на 70%», — конкретизирует Ольга Насонова. С мотелями вблизи трасс ситуация сложнее. Как правило, большинство ресторанных комплексов предлагают посетителям ночлег, в то время как отдельных придорожных гостиниц днем с огнем не сыщешь. Но, как полагает Роман Пономаренко, президент Всеукраинской молодежной хостел-ассоциации, есть все предпосылки, чтобы мотели вблизи трасс стали прибыльным бизнесом.
«Судя по тенденции развития хостелов, сейчас растет спрос на недорогое проживание. При этом сегмент мотелей у нас абсолютно не развит», — констатирует Роман. Пока же мотели без ресторанов открывают в единичных случаях. И то это, скорее, исключения из правил, об одном из которых рассказал господин Пономаренко: «Недавно я был в Пирятине, где владелец местного рынка построил мотель. Он заметил, что дальнобойщики спят в машинах, не желая тратиться на гостиницу. Предприниматель оборудовал несколько номеров и стал брать с водителей вполне приемлемую плату за ночлег. Чем не бизнес?».
В 1990-х крайне редко можно было встретить по дороге из Киева в Харьков или во Львов ресторан с гостиницей. Но вот придорожные шашлычные и закусочные были вполне привычным явлением постсоветской эпохи. Как правило, бизнес начинали с того, что у дороги ставили вагончик, размещали возле него несколько пластиковых столов и стульев, мангал, иногда и холодильник с прохладительными напитками. Спустя годы на месте этих шашлычных предприниматели построили более солидные заведения.
Так произошло и с кафе домашней кухни сестер Лилии Щегловой и Галины Баховой, у которых, правда, вместо вагончика изначально была только маленькая беседка под абрикосом. Открывая придорожное кафе на 234 километре трассы Киев-Полтава, они и подумать не могли, что через годы их заведение превратится из непримечательного кафе в ресторанно-гостиничный комплекс. Начинали сестры совместный бизнес в 1996 году, и мотивировало их тогда только одно — желание заработать. Теперь же у них в собственности кафе украинской кухни «У сестер» и отель «Замок».
Также предпринимательницы открыли ресторан в Киеве и пиццерию в Полтаве. «Они начинали на одном энтузиазме и могли рассчитывать только на помощь своих близких: отец жарил шашлык, мама готовила борщ и пекла пампушки, помогали даже маленькие дети», — рассказывает Ирина Петраш, старший администратор отеля «Замок». Причем, как объяснила г-жа Петраш, все строилось постепенно, по мере заработка: «Поначалу обходились своими силами, поставили вагончик на четыре стола, начали набирать людей. В 2002 году построили мотель, спустя еще два года достроили к нему второй корпус. И вот только в 2010-м появился третий».
Несмотря на то что сейчас кафе «У сестер» и отель «Замок» — крупный ресторанно-гостиничный комплекс, основными посетителями по-прежнему остаются проезжающие мимо водители. Правда, иногда гости задерживаются здесь и дольше. «У нас много корпоративных клиентов. Они проводят у нас семинары, организовывают банкеты», — добавляет Ирина Петраш. «Чем больше услуг предоставляет заведение, тем выше вероятность появления новых клиентов, — рассуждает Ольга Насонова. — Если при ресторане есть мотель, у посетителей будет больше поводов там задержаться. Поэтому чаще всего открывают не только ресторан, но и гостиницу, сауну, предлагают всевозможные развлечения, например, боулинг и бильярд».
Сегодня все больше автомобилистов не желают останавливаться в забегаловках, предпочитая питаться в приличных местах. В связи с этим многие кафе и ресторанные комплексы пересматривают принципы своей работы. Особенно это стало проявляться с приближением чемпионата Европы по футболу. «Все больше заведений в последнее время начинают принимать к оплате кредитные карты и предоставлять клиентам услугу бесплатного Wi-Fi, однако меню на английском языке могут предоставить лишь единицы», — поведал об уровне сервиса в придорожных заведениях Андрей Тычина, руководитель проекта «Дорога.UA».
Ни для кого не секрет, что обед в придорожном кафе обойдется дороже, чем в подобном заведении в ближайшем населенном пункте. А все потому, что конкуренции на трассе практически нет. Вот предприниматели и не упускают возможность повысить цены. Но, несмотря на это, главное правило придорожных кафе остается неизменным: посетитель должен уйти сытым и довольным. «Заманить клиента — только полдела, главное, чтобы в следующий раз он снова к вам заехал, — убеждена госпожа Петраш. — Идеальный вариант, когда заведение еще и посоветуют знакомым». Чтобы это произошло, готовить нужно не просто вкусно, но и быстро.
«У нас в кафе широкий ассортимент блюд, к тому же регулярно спрашиваем у посетителей, что они хотели бы у нас попробовать. Для этого раздаем специальные анкеты. И если, к примеру, за месяц собирается много заявок на определенное блюдо, мы его обязательно включаем в меню», — говорит Ирина Петраш. Но все же ни придорожные закусочные, ни комплексные заведения на гурманов не рассчитаны. Тем не менее есть рестораны, позиционирующие себя исключительно как заведения французской или только немецкой кухни. «Обычно в дороге люди предпочитают простые блюда, например, жареное мясо с картошкой. Хотя наиболее востребованными остаются украинские и кавказские блюда.
Шашлык и люля-кебаб всегда пользуются спросом. И почти всегда в придорожных заведениях они есть, — описывает кулинарную ситуацию Ольга Насонова. — Но в то же время не стоит смешивать кухни, лучше выбрать одно направление, добавив к нему разные элементы. Например, это может быть немецкий придорожный ресторан, но с украинскими блюдами, так как борщ всегда и везде хорошо едят. Или же можно открыть украинское кафе с элементами европейской кухни. Но повторюсь: основное направление должно быть одно, этническое».
Ввиду того что ниша придорожного сервиса в Украине еще не заполнена, пока выгодно открывать как небольшую закусочную, так и комплексное заведение с гостиницей на 15–20 номеров. Все зависит от имеющихся у предпринимателей средств и планируемого месторасположения. «Если заведение хотят разместить на трассе поблизости столицы, нужно учитывать, что здесь большая конкуренция. Чтобы кафе или ресторан смогли привлекать клиентов, в бизнес нужно вложить около $2 млн. Открываться на трассе Киев-Харьков также выгодно, но здесь, конечно же, меньше обороты. Хотя и инвестиции будут значительно меньше. Капиталовложения в придорожное кафе или ресторан могут составить до $500 тысяч. В принципе, это может быть и $200–300 тысяч», — сообщила руководитель «Ресторанного консалтинга».
В то же время, по ее словам, для строительства и открытия кафе с мотелем потребуется сумма в два раза больше. Вместе с тем увеличится и срок окупаемости всего комплекса. «Просто ресторан окупится за три года, а с гостиницей — за шесть лет. Ведь стоимость номеров у трасс обычно невысокая. Но опять-таки наличие гостиничного комплекса больше привлекает посетителей. Поэтому у предпринимателей есть два варианта: вложить деньги сразу в строительство ресторана, гостиницы, автомойки и АЗС или выбрать экстенсивный путь, начав с небольшого кафе и постепенно достраиваться», — резюмировала Ольга Насонова.
Анна Сисецкая, адвокат юридической фирмы «Василь Кисиль и Партнеры».
Строительство придорожных кафе, ресторанов, гостиниц возможно только при наличии оформленного права пользования земельным участком с соответствующим целевым назначением. Для получения такого права у предпринимателей есть несколько вариантов: обратиться в органы местного самоуправления (органы местной исполнительной власти) с целью отвода земельного участка из земель коммунальной (государственной) собственности с последующим оформлением права аренды; заключить инвестиционный договор с лицом, которое владеет правом на землю (правом аренды, собственности или постоянного пользования); приобрести долю в уставном капитале компании, владеющей правами на земельный участок; приобрести право собственности на земельный участок у частного лица; приобрести недвижимость с целью ее последующей реконструкции для размещения рекреационного объекта.
Первый вариант наиболее сложный и затратный с учетом времени. Он сопряжен с необходимостью разработки проекта отвода земельного участка, его согласованием и экспертизой, принятием положительного решения сессии местного совета о предоставлении права пользования, а также последующей процедурой согласования и подписания договора аренды. Не секрет, что на практике прохождение подобной процедуры может растянуться на длительный период, от нескольких месяцев до года, что сдерживает начало строительства. К тому же требование ст. 124 Земельного кодекса об обязательном проведении земельных торгов для предоставления права аренды такой земли при фактической невозможности их проведения в силу отсутствия установленного законом порядка создает дополнительные риски для инвестора.
Андрей Тычина, руководитель проекта «Дорога.UA».
Инфраструктура дорожного сервиса на маршрутах Евро-2012 наиболее развита на трассах между Львовом, Киевом и Харьковом. В частности, от Львова до Киева придорожные заведения разного уровня встречаются регулярно почти на всем пути. Исключение — практически «пустой» перегон от Новограда-Волынского до Житомира. А наибольшее скопление хороших и недорогих мотелей и ресторанов наблюдается в районе Ровно.
На Харьковской трассе аналогичная ситуация. Лучший выбор мотелей и ресторанов — под Хоролом, на полпути между Киевом и Харьковом. Однако здесь есть более длинный «пустой» участок между Полтавой и Харьковом. Между Харьковом и Донецком ситуация с придорожным сервисом хуже. На маршруте Донецк — Кировоград — Львов хорошие заведения также встречаются очень неравномерно. Если между Донецком и Кировоградом выбор еще есть, то участок от Кировограда до Умани совершенно «пустой». Но после Умани проблем с ночлегом и питанием нет.