24.10.2011
В нашем разделе "
Продам бизнес" мы регулярно публикуем статьи, который могут помочь нашим читателям в таком нелегком и ответственном деле, как продажа бизнеса.
Случайному наблюдателю продаваемые предприятия могут показаться однородной группой, но на практике каждая отрасль уникальна в своем разнообразии. Существует много видов производственных предприятий и компаний, оказывающих услуги физическим и юридическим лицам.
Большинство из них можно сразу отнести к категории малого бизнеса, и лишь небольшое количество предприятий можно считать достаточно крупными. Некоторые компании имеют узкую специализацию, но большинство действующих предприятий оказывает широкий спектр услуг. Также не стоит забывать и о том, что значительный сегмент отрасли составляют компании, работающие по договору франшизы.
Согласно маркетинговому исследованию, проведенному специалистами
БизРейтинга, рынок готового бизнеса в Украине можно охарактеризовать как зрелую, стабильную и разнообразную группу предприятий, в которой большая часть компаний принадлежит физическим лицам или контролируется ими. При этом нельзя с уверенностью сказать, что большинство предприятий, выставленных на продажу являются рентабельными. Скорее можно утверждать, что в зависимости от отрасли, к которой относится тот или иной
готовый бизнес, процент рентабельных компаний может колебаться в пределах от 20% до 60% от их общего количества.
Разнообразие типов и размеров компаний, составляющих каждую отрасль на рынке готового бизнеса, исключает возможность применения общей для всех предприятий и имеющей смысл формулы определения цены.
Профессиональные бизнес брокеры неоднократно утверждали, в том числе и на страницах портала
БизРейтинг о том, что первостепенным критерием
покупки бизнеса является наличие денежных потоков у приобретаемого бизнеса. В целом мы согласны с этим утверждением, однако хотели бы добавить от себя еще кое что.
Попытки определить стоимость компании на основании одной лишь финансовой информации подобны попыткам слепца описать слона после того, как он ощупал лишь одну часть тела животного (в нашем случае это будет ознакомление с финансовой стороной дела). Выводы, сделанные в результате этого опыта, можно убедительно отстаивать как точные и основанные на полученных данных.
В тоже время, описание, составленное зрячим, будет, по всей вероятности, отличаться от описания, сделанного слепцом — и оно будет более точным, поскольку зрячий способен рассмотреть весь объект целиком. Будь финансовые отчеты единственной базой для оценки компаний, такую оценку могли бы выполнять студенты первокурсники, получающие образование по бухгалтерской специальности.
Однако финансовые отчеты — это не руководства по эксплуатации. В отечественных экономических условиях большую часть финансовых отчетов можно сравнить с детективами, которые обычно порождают больше вопросов, чем ответов. Финансовые отчеты и данные обретают смысл и отражают подлинные возможности объекта оценки и его стоимость только после того, как оценщик вникнет в деятельность компании, поймет особенности и ее рыночной пиши и клиентуры, а также выявит преимущества, которыми обладает компания на рынке, ее уникальные возможности, сильные и слабые стороны руководящего персонала и сотрудников, среду, в условиях которой существует компания, условия конкуренции на рынке и т. д.
Поэтому, вместо того, чтобы еще раз рассказывать о том, как важна прибыльность продаваемого бизнеса, БизРейтинг предлагает владельцам предприятий сосредоточить свое внимание на других факторах, которые очень существенно сказываются на стоимости компаний. Таких факторов всего четыре, но от каждого из них может зависеть как сама возможность продажи бизнеса, так и конечная цена сделки.
- Своевременность принятия решения о продаже компании.
- Типы покупателей, которые могут заинтересоваться вашим бизнесом.
- Возможности компании и различные факторы риска покупателя.
- Субъективное восприятие бизнеса в глазах покупателя.
БизРейтинг