Попариться в бане - одно из наиболее любимых мужских увлечений в нашей стране, после рыбалки и похода в бар. Поэтому хорошая баня всегда будет пользоваться спросом и приносить доход своему владельцу. Кому интересно, может прочитать статью о том, что сейчас пользуется спросом на рынке готового бизнеса.
Многие из нас мечтают работать на себя. Но зачастую мечты остаются мечтами из-за того, что нас пугает неизвестность или мы просто не знаем, какой бизнес хотим организовать. В спецпроекте «Сегодня» «Школа бизнеса» мы подбросим вам свежие идеи для бизнеса и расскажем, как превратить их в реальность.
В этот раз мы решили посвятить нашу статью такому вопросу как организация банного бизнеса,а именно как открыть баню. Почему не сауну? Потому что, во-первых, сегодня сауны есть на каждом углу. За доказательством долго ходить не надо. Вводим в поисковик «сауны Киева», заходим на портал sauny.kiev.ua и получаем такой результат: здесь размещена информация о 134 саунах и только о 14 русских банях на дровах. Во-вторых, сегодня чем выше уровень доходов, тем выше стремление к здоровому образу жизни. А в русской бане можно проводить больше, чем в сауне, процедур с разным оздоровительным эффектом. За счет тех же веников. Так, березовый помогает от боли, ломоты в мышцах и суставах, улучшает отхождение мокроты. Дубовый делает жирную кожу матовой и упругой, снимает повышенное давление. Липовый — от головной боли, сильно гонит пот, очищает, расширяет бронхи.
К слову, в современной сауне невозможно качественно создать условия для настоящей русской бани. Учитывая эти аргументы, рекомендуем изначально делать ставку все-таки на баню. Как правильно построить этот готовый бизнес, нам рассказали эксперты Международной Академии банного искусства: Руслан Корган, руководитель программы развития корпоративных сетей, и Вениамин Черняк, руководитель программы проектирования, строительства и дизайна.
Можно построить банный бизнес с нуля. Можно реконструировать имеющуюся либо взятую в аренду сауну. Первый вариант обойдется в $800 за квадратный метр, второй — в $300 (цены столичные, в регионах расценки ниже). Если отталкиваться от того, что баня для бизнеса должна быть минимум 70 кв. м, то ее строительство будет стоить $56 тыс., а реконструкция — $21 тыс. (понятно, что эти цифры — средняя температура по больнице, ведь все зависит от материалов, дизайна и т. п.). Если же у вас нет участка, то к сумме $56 тыс. нужно еще приплюсовать его стоимость.
Можно купить и уже полностью готовый банный бизнес. Его стоимость зависит от размеров бани, места расположения и оформления. Так, сейчас в Киеве продается 2-этажная банька на воде 10 на 10 метров. Платите «всего» $160 тыс. — и вы становитесь ее счастливым обладателем. Есть баньки, «готовые к употреблению», и за $10 000. Но они будут на колесах и совсем простенькие.
У большинства слово «баня» ассоциируется с деревянным срубом. Наш совет — не стоит бороться с этим стереотипом. Ведь где как не в срубе лучше всего отдыхается от городской суеты. К слову, если хотите деревянную баньку, стройте ее из бревен хвойных деревьев, спиленных зимой: они будут дольше стоять и лучше впитают противопожарные наружные составы. Понятное дело, все блага цивилизации должны быть. И все — в идеальной чистоте. Если клиенту в плане санитарии не понравится хоть малейшая деталь, он в вашу баню больше не ступит ни ногой.
Не меньшую роль, чем «блестящая» чистота, играет и антураж. Подвешенные к потолку веники, пучки трав создадут «вкусный» аромат, а самовар с травяным чаем настроит на позитивную волну. В релакс-комнате на топчаны положите вместо подушек валики из трав (они будут уместны и на полках в парилке).
1. Баню нельзя обшивать хвойными породами, выделяющими смолу: и пожаробезопасность страдает, и парильщики. Самый дешевый вариант — ольха: она, ввиду пористости, не нагревается, не темнеет от жара и не корежится. Липа еще лучше и в смысле здоровья для парящихся (ее древесина «дышит» целебными микроэлементами), и в отношении устойчивости к высоким температурам. Но она дороже ольхи в 1,5 раза. Полки для парения опять же лучше делать из липы, а в идеале — из африканского дерева абаши.
2. Сейчас в качестве наполнения для печи-каменки часто предлагают гранит. А это небезопасно, он при поливании водой для образования пара часто трескается, отстреливает осколками — можно и глаза лишиться. Лучший камень в этом смысле — талькохлорит и малиновый кварцит, легко переносящий перепады температуры и безопасный для парильщиков.
3. Фундамент положен неглубоко (в наших широтах его нужно заглублять минимум на 1 м), без надежной гидроизоляции и учета уровня залегания грунтовых вод. Результат — кирпичные стены будут подмокать и разрушаться, а деревянные — гнить.
4. В любом срубе парная комната и «мокрая зала» должны быть выполнены из огнестойких материалов (кирпича, бетона) и влагозащищены гидроизоляцией. Дальше теплоизоляция фольгированными матами и обшивка деревом. 5. Если на месте строительства не проведены геологические изыскания, рискуете поставить баню на месте плывуна — и от движения почвы она через 2—3 года просто развалится.
Даже если вы в бане создадите правильную атмосферу, но у вас не будет толкового банщика, завоевать постоянных клиентов вряд ли удастся. Ведь главная фишка русской бани — массаж веником. А он в руках неумелого непрофессионала может превратиться в топор. Кроме умения парить, банщик еще должен знать основы физиотерапии, фитотерапии, психологии и, наконец, как оказывать первую помощь в экстренных ситуациях (поэтому желательно, чтобы в его «портфолио» была корочка об окончании специальных курсов). На зимний период будет достаточно 2—3-х банщиков, на летний — 1—2-х. Также вам не обойтись без управляющего. Впрочем, его функцию можно взять и на себя.
В перспективе персонал баньки можно расширить. Например, за счет массажистов. К слову, считается, что лучше всего делают массаж люди с частичной потерей зрения, прошедшие специальное обучение: у них очень развито осязание, а потому они лучше чувствуют все мышечные зажимы и блоки.
Конкурентным преимуществом вашей бани могут стать эксклюзивные услуги. Скажем, кроме массажа, который сейчас присутствует во многих банях, можно добавить мыльно-березовый обмыв (банщик делает массаж березовым веником, смоченным в специально приготовленную мыльную пену). После него можно предложить клиенту понежиться в молочной купели (в большую деревянную бочку заливается теплая вода, в которую добавляют молоко и мед). А когда после купели банщик нанесет на его тело витаминную маску из сезонных фруктов, сметаны, меда и сока лимона, он окончательно и бесповоротно влюбится в вашу баню. И будет рекомендовать ее своим знакомым, а те — своим.
К слову, на первых порах можно проводить акции. Например, предлагать скидку клиентам-«пионерам» в размере до 30%. Не помешает, конечно, разместить недалеко от вашей бани указатель с ее названием и адресом, дать рекламу в интернете или создать свой сайт (цена около 1000 грн.). Но, безусловно, лучшая реклама — это «сарафанное радио», по которому довольные клиенты будут передавать новость о новой супербане.
Как быстро вам удастся сколотить группы постоянных клиентов (как правило, в баню ходят по 4—6 человек), зависит, конечно, от ее расположения. Например, если вам доступен такой вариант как открыть банный комплекс при популярной гостинице на 1,5 тысячи человек, будте уверены, клиенты на вас «посыплются» с первых же дней. В среднем же для того, чтобы баня приносила стабильную прибыль, достаточно 25—30 постоянных групп. Для особых приверженцев вашей бани можно со временем придумать какие-то бонусы: это могут быть скидки (их размер может зависеть от статуса клиента, того, как долго он к вам приходит), подарочные сертификаты, бесплатная дополнительная услуга.
К слову, для того чтобы на почве денег не возникало конфликтов, и между вами и клиентами сохранялись уважительные отношения, имеет смысл ввести такую услугу, как предоплата через сайт. Так вы будете подстрахованы на случай, если клиент не приедет, и сможете отбить затраты на подготовку к сеансу.
Из всего вышесказанного видно, баня как бизнес имеет множество тонкостей. Чтобы в них не запутаться, можно стать партнером уже раскрученного банного бизнеса и работать под его торговой маркой. То есть купить франшизу и работать по системе франчайзинга. «Клонировать» бани гораздо труднее, чем те же рестораны, поэтому сегодня в Киеве мы нашли только одну баню, которая готова дать свое имя новому бизнесу. Естественно, не за бесплатно.
За 200 тыс. грн. ее специалисты подготовят эскизный проект комплекса, обеспечат экспертное сопровождение проектирования и строительства, подбор спецкомплектации, обучат банный персонал. Помогут правильно сформировать стартовый набор расходных материалов, обеспечат сопровождение работы комплекса на протяжении 6 месяцев. Можно начать работу под крылом раскрученного бренда и за 60 000 грн. Но тогда его владелец не будет принимать участие в строительной части и в обучении персонала.
К слову, не стоит думать, что вы заплатите деньги — и сразу получите в право пользования торговую марку. Вы сможете работать под ней только после того, как заведение будет соответствовать всем стандартам, прописанным в франшизе (пакете прав, который включает права интеллектуальной собственности на использование товарного знака, фирменных наименований, промышленных образцов и образцов, охраняемых авторским правом, а также технологию ноу-хау и коммерческую тайну, передающихся во временное пользование правообладателем ТМ своим партнерам — франчайзи).
После того как новая баня будет приведена в состояние полной боевой готовности, франчайзи, то есть вы, получает эксклюзивное право пользоваться торговой маркой на определенной территории. Это означает, что франчайзер — правообладатель торговой марки — в этом районе, квартале больше никому не дает права ею пользоваться. Правда, если ревизор франчайзера засечет несколько раз, что вы не выполняете условия франшизы, договор может быть разорван. Что, безусловно, больно ударит по вашему бюджету. Ведь, во-первых, владелец торговой марки баням-«дочкам» может предоставлять банные аксессуары на 10—15% дешевле, делиться клиентами (если в своей бане все расписано), размещать вашу рекламу на своем сайте.
Если ли вы станете франчайзи и будете работать под раскрученной торговой маркой, то вы должны будете устанавливать цены «материнской» бани. На сегодня это 1500 грн. за базовую программу (она длится 3 часа, сумма указана на группу). Один день у вас может быть 8 таких групп, один — 2. Но в среднем получается где-то 3 группы в день. То есть ежедневный доход — 4500 грн., а ежемесячный — около 140 000 грн.
Оплата банщиков «откусит» 20% от этой суммы, расходы на электричество, газ, воду, стирку простыней и полотенец, дезинфекцию помещения — тоже 20%, налоги — 5% от оборота. Считаем прибыль: доход в 140 000 грн. минус 63 000 грн. (45% от дохода) — получаем 77 000 грн. От этой суммы отнимаем 10%, или 14 000 грн., на закупку всего необходимого на месяц и остается 63 000 грн.
Со временем, когда крепко встанете на ноги, можно открыть при бане ресторан (до парилки желательно не наедаться, а вот после — можно и за столом посидеть). Также можно установить солярий, открыть тренажерный зал, кабинет косметолога. В общем, создать целый комплекс.